«Нас обвинили в разврате». В сериале «Мата Хари» не показали и половины того, что было на самом деле

На Первом канале прошел показ сериала «Мата Хари», собравшего множество российских и зарубежных звезд. Обозреватель EG.RU встретилась со сценаристом и режиссером картины, чтобы узнать, насколько авторы фильма придерживались исторических фактов.

— Как телезрители восприняли столь пикантный сюжет сериала?

— Некоторые в Интернете обвинили нас в разврате и потребовали объяснений от руководства Первого канала, почему такой фильм поставили в сетку вещания во время поста. Но мы не показали даже половины того, что было в жизни Маты Хари. По нынешним меркам она — порнозвезда, — уверяет сценарист Игорь Тер-Карапетов. — Приведу исторический факт: когда она разорила одного богача и уехала из его дома, там осталось четыреста пар обуви! А додуманная история с дочерью, за которую она борется в фильме, придала трагизм.

— За счет этой небылицы вы облагораживаете куртизанку.

— Мы не хотели делать из нее героиню, она неоднозначный человек. Есть исторический факт: в начале Первой мировой войны Мата Хари через Нидерланды въехала в Германию. На границе у нее забрали все костюмы. Поэтому, когда ей немецкая разведка предложила сотрудничество, она рассудила по-женски — принять предложение, чтобы компенсировать потери. Мы не хотим сказать, что Мата Хари — прожженная шпионка.

— Мата Хари никогда не показывала грудь. У вас же в фильме она снимает лифчик.

— По сравнению с тем, что мы сделали с ее биографией, это такая мелочь. Есть три зоны на теле женщины, демонстрация которых на телевидении запрещена. Если мы будем обнажать ее так, как она делала в жизни, то, кроме филейной части, ничего на экране не останется. Решили этим историческим фактом пренебречь.

— В кадре раздевается сама актриса Ваина Джоканте?

— Ваина и португальская актриса Мира Амаидаш, сыгравшая подругу героини, обнажаться категорически отказались. Что делать? Тогда снимали в Португалии и решили найти натуру среди местных проституток. Отправили человека, он вернулся и сообщил, что нашел за 400 евро подходящую попу. Но на следующий день «попа» не пришла. Информация распространилась внутри съемочной группы, и за эти деньги согласилась показать ягодицы гример Света Кантюкова.

— Вы присутствовали на съемках?

— В Лиссабоне, когда снимался Жерар Депардье. Конечно, перед отъездом сообщил жене. Она говорит: «Автограф не возьмешь, не приезжай!» Я подошел к Жерару и попросил автограф для жены, а он ответил. «Жаль, что ее нет, она бы меня вдохновила». Он все время говорит о сексе и глазами ловит жертву. Бедная переводчица боялась с ним наедине оставаться.

— Как справились актеры с текстом, который пришлось учить на английском?

— Наверное, поэтому персонаж Анатолия Лобоцкого получился таким задумчивым. (Смеется.)

Трусливая массовка

С Ваиной Джоканте в последний день пребывания в Петербурге случился неприятный инцидент.

— В последний день Ваина решила сходить в Музей камня, — рассказала ассистент режиссера Марина. — Пришла к закрытию, и ей попытались объяснить, что она не успеет ничего увидеть. Но она начала ругаться. В какой-то момент Джоканте бросила не пускавшему ее охраннику: «Факинг раша, факинг пипл!» Тот, может, и не знал слово «пипл», но «факинг раша» понял, поэтому заехал ей по лицу. На следующий день актриса уезжала в темных очках. Но заявление в полицию писать не стала, видать, не хотела публичного скандала.

Режиссер картины с российской стороны Ольга Ряшина объяснила, почему главная роль не досталась нашей актрисе:

— Продюсеры хотели, чтобы на роль Маты Хари мы взяли европейскую актрису. Ваина Джоканте на кастинге хорошо танцевала и сумела передать трагедию отношений героини и ее дочери. Она показала огромное рвение, чтобы получить эту роль. Замечу, что у Ваины непростой характер, она иногда слишком резкая, ревностно относится к своему личному пространству. Ваину сложно винить за инцидент в музее Санкт-Петербурга, когда ее ударил охранник. Ужасная история. На следующий день актриса улетела в США, поэтому мы успокаивали ее по телефону.

— В остальном все прошло гладко?

— Когда снимали в Португалии сцену перехода офицером Российской армии Владимиром Масловым и Златкой Дженич голландской границы, была жуткая погода — ливень и ветер. Наши звезды — Матвеев и Ходченкова не испугались, а португальская массовка отказалась работать.

Хочу добавить: мы не ставили задачу воссоздать танец «семи покрывал». Если бы мы показали, как танцевала Мата Хари, то не удивили бы современного зрителя. Поэтому хореограф Вячеслав Кулаев опирался на работы балерины Мариинки Дианы Вишневой и на современные клипы западных звезд.

Искусствовед Виталий Короткий удивился граненым стаканам и стразам

— Костюмы танцовщицы Маты Хари с переливающимися стразами, в то время как в тот период времени она надевала костюм с обычным стеклом, которое так не переливалось, — объясняет Виталий Короткий. — Серьги, браслеты и головной убор гармонично подбирались. Форма стекла была в виде больших восьмигранников и в виде капель. В фильме октаэдры в разы меньше. Разберем лишь эпизод первой серии. Когда Мата Хари трудится гувернанткой, дверь снаружи покрашена в темный цвет, а внутри она светлая. Но в то время такого креатива не было. Стулья возле дверей стоят разные, такое могло иметь место, если семья не была обеспеченной. Но показаны стулья с именными гербами. Значит, гарнитур должен быть одинаковым. В эпизоде, где героиня идет среди темных улочек, она держит новый современный чемодан. На старинных же по краям всегда были ребра жесткости. Эпизод, где героиня заходит в заведение мадам Полин, меня порадовала: я увидел на подносе два граненых стакана! (сам стакан был придуман в СССР намного позже). Сегодня стаканы продолжают выпускать только на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном, где в 1943 году с конвейера сошел первый советский гранчак). На барной стойке стоит керосиновая лампа «летучая мышь», также придуманная в СССР. Герой Сайрус пьет в кабаке из современной бутылки. Видно, что она гладкая, без объемного литья. Художнику картины стоило бы детальнее изучить интерьер того времени, если фильм основан на исторических событиях.