Константин Эрнст: Такого ощущения счастья, как во время съемок «Викинга», у меня не было никогда

О проекте Первого канала «Викинг» мы уже писали, и вот — последнее предпремьерное событие: презентация финального, третьего трейлера фильма. Напомним, что блокбастер должен выйти на экраны 29 декабря. Однако теперь ожидания зрителей подогреты интригой: после недавнего просмотра «Софии» проект Первого канала так или иначе будет сравниваться с показанным на России 1. Сходится все: и дальние периоды истории, взятые за основу «Софии» и «Викинга», и беспрецедентная масштабность проектов. Не сходятся немного форматы — теле и кинопоказов, но «Викинг» потом, конечно же, появился и на телеэкране...

Почему о «Викинге» так много говорят? Да потому, что ему предшествовали семь лет подготовки и два года кастинга. Потому что в проекте задействованы более 3000 человек. Потому что к картине были сделаны тысячи графических эскизов и картин, создано 10 макетов городов, 850 кадров с компьютерной графикой, над которой работало более 100 специалистов, сшито около 2000 костюмов, над образами героев работали 30 гримеров, и грим каждого персонажа занимал около 1,5 часов.

Ну и так далее. Из цифр, потрясающих воображение, можно также привести такие: более 200 рабочих были задействованы на возведении стены 8 метров в высоту и почти 50 метров в длину из бревен диаметром от полуметра, в сцене штурма Киева заняты 100 лошадей, а в «Огненных колесах» — до 400 человек массовки.

В преддверии презентации третьего промо-ролика фильма Константин Эрнст заявил:

— Многие из нас искренне считают, что имеют представление об истории своей страны. Но, как правило, все ограничивается XX веком, или, в лучшем случае, девятнадцатым. Что уж говорить о десятом! Советский, да и российский кинематограф как-то обошли эту тему. Сначала из идеологических противоречий, затем по причине кинобедности. Так или иначе, культуры производства фильмов об этом времени нет; на замечательных наших киностудиях «Мосфильме» и «Ленфильме» нет достаточного количества реквизита, у художников, декораторов и оружейников, нет опыта работы с той эпохой. Так что пора, наверное, включить ее в киновариант русской истории.

На «Викинге» у нас была уникальная команда. Потрясающие актеры, феноменальный оператор, сногсшибательный художник-постановщик и выдающийся режиссер. Я уверен, что это будет лучшая на данный момент роль Данилы Козловского: нам посчастливилось снять его в картине, когда он вошел в свою лучшую профессиональную форму. И несколько других исполнителей главных ролей сделали, на наш взгляд, больше, чем им позволял материал, в котором они снимались в последние годы. У них получилось взять недосягаемую высоту. Такого ощущения счастья, как во время съемок «Викинга», у меня не было никогда. Все работали, как один творческий организм. Делая лучшее, что могли.

Популярный актер Данила Козловский сейчас востребован, как никогда. Однако свое участие в «Викинге» он оценивает особо:

— Мы сделали кино, которое в какой-то степени является беспрецедентным для нашей индустрии. Лет пять назад у нас не были готовы к такого рода картине! Здесь всё и все — режиссер, актеры, рабочие — на принципиально ином уровне. И требовались колоссальная выдержка, терпение, даже в какой-то степени самопожертвование иногда. В каждом члене съемочной группы чувствовалась отдача, желание сделать что-то очень крутое, что-то новое, необычное и очень важное. Не было ни одного человека, который отбывал повинность. Боролись за каждый кадр.

Мы с режиссером договорились, что не играем исторического князя Владимира. Мы не знаем, каким он был. «Повесть временных лет» не дает нам полного реального представления. В сценарии, на мой взгляд, очень сильном, интересном, эмоциональном, есть герой, центр истории. Мы играем его. Создаем своего Владимира. Скажу без дежурных комплементарных речей: съемки произвели на меня неизгладимое впечатление! «Викинг» — один из самых сильных кинематографических опытов в моей жизни. Во всех смыслах — начиная от роли, характера, заканчивая самыми, казалось бы, простыми производственными вопросами. Хотя слово «просто» к этому проекту не имеет никакого отношения. Это один из самых сложных фильмов в нашей индустрии и в художественном смысле, и в технологическом. Беспрецедентная история!

Впечатлены участием в картине и другие актеры. Светлана Ходченкова слышала о проекте года за два до его начала, когда еще и не думала, что будет принимать в нем участие.

— О проекте еще до съемок шла слава как о чем-то грандиозном и небывалом в российском кинематографе. Я в «Викинге» играю гречанку, бывшую монахиню. Ирина отличается от других персонажей. Она религиозна, образованна, культурна. Но несмотря на все различия, ее влечет к Владимиру, и ей приходится смирять себя. Она борется с собой.

А Игорь Петренко признает, что сниматься в проекте ему было непросто:

— У меня еще не было работы с такой эмоциональной затратой. Тяжелая история. Роль-инсульт, я ее так для себя назвал. 70 процентов появления Варяжко на экране — разрыв грудной клетки, разрыв себя самого.

Впрочем, ему и вторит, и отвечает Максим Суханов:

— Да, было тяжело, но это нормально. Кони, грим, леса, грязь, многофигурная композиция, много камер. Это, наверное, и не должно было быть легко.