«Гранатовый» Куприн. Чего ждать от новой экранизации русской классики?

2 июня на Первом канале зрителей ждет большая премьера — многосерийный фильм «Куприн», снятый по мотивам произведений классика. Экранизировать классические произведения пригласили троих режиссеров, а количество суперзвезд в кинопроекте зашкаливает. Александр Куприн, 1900 год. Главную роль в картине исполнил Михаил Пореченков. Он играет непосредственно Александра Ивановича Куприна. По замыслу сценаристов, Куприн не только исполняет роль рассказчика, но и лично встречается с главными героями, его жизнь вплетена в ткань историй. «Когда мы думали о том, кто бы мог сыграть Куприна, мы решили исходить из биографии писателя, — поделился с "АиФ" продюсер фильма Денис Евстигнеев. — У Куприна была яркая, насыщенная жизнь. Он был военным, наездником в цирке, криминальным репортером, и это помимо того, что он был писателем. Всё это породило образ мужественного и сильного человека. Когда мы сделали возрастной грим Михаилу Пореченкову — мы поняли, что стопроцентно попали. Но главное сходство Пореченкова с Куприным — внутренняя энергетика».

«Образ Куприна подкупил меня сразу, — рассказал нам Михаил Пореченков. — Ради этой роли мне пришлось вспоминать верховую езду. Я ни разу не сидел в седле со времен театрального института. За несколько месяцев до съемок я специально ходил в конноспортивный клуб, учился с тренером, и теперь могу с легкостью ездить верхом. Еще ради роли Куприна пришлось за два месяца похудеть на 20 килограммов». Помимо Михаила Пореченкова, в фильме также снялись Максим Аверин, Анатолий Белый, Елизавета Боярская, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Екатерина Климова, Евгений Цыганов, Екатерина Вилкова, Антон Шагин, Полина Агуреева, Роман Мадянов и многие другие. Елизавета Боярская исполнила в картине роль дрессировщицы с непростым характером по имени Зенида. «Играть таких сильных, роковых женщин, как Зенида, мне приходится впервые, — призналась "АиФ" Лиза Боярская. — Это очень интересная и необычная для меня роль. Я могу назвать себя человеком волевым, но до Зениды мне далеко. Она поступает, как ей вздумается, и наплевать, что скажут люди. Она наглая и очень вульгарная, а я таких не люблю. Чтобы усилить трагизм образа героини, мы попросили гримёров сильнее подчеркнуть шрам на щеке, который я сама получила в детстве. Мы придумали, что когда Зениду кто-то сильно раздражает, она без лишних слов делает человеку "сливку", резко зажимая ему нос двумя пальцами». По сюжету героиня Боярской работает с хищниками, однако, как рассказала актриса, в клетку с тиграми ей за все время съемок так и не позволили войти. «В сценах с хищниками меня дублировала известная дрессировщица Карина Багдасарова — потрясающая, яркая женщина. Моя же задача состояла в том, чтобы передать характер артистки, которая работает с опасными животными каждый день. По сути, Зенида сама немного животное. Отсюда и неустроенная личная жизнь. С одной стороны, мужчины к ней льнут, а с другой — побаиваются: она с ними резка так же, как со своими хищниками».

Фильм «Куприн» условно поделен на три части под названиями «Яма», «Впотьмах» и «Поединок». «Каждый из трех фильмов включает в себя одну повесть и несколько рассказов, — говорит Денис Евстигнеев. — Мы этим фильмом охватываем почти все творчество Куприна. Русская классика — это то, к чему надо возвращаться. Куприн замечательный писатель и мастер сюжета, он очень современен и актуален. Это картина для тех зрителей, которые в телевизионном кино хотят увидеть эмоциональную и страстную историю. Прошло сто лет, но люди не меняются. У всех те же страсти и те же цели». Любая экранизация классики неизменно порождает разговоры и споры о том, насколько бережно авторы обошлись с оригинальным текстом. «При переводе литературного произведения на язык кино всегда меняются некоторые детали, — рассказал «АиФ» режиссер Влад Фурман. — Скажем, повесть Куприна «Яма» в яркой беллетристической манере рассказывает о жизни публичного дома, и наша задача — показать историю со сквозным действом, за которым было бы интересно следить. Потому некоторые изменения мы допускаем, но сюжетную канву и дух Куприна мы постарались передать в первозданном виде. Конечно, есть некоторые потери, потому что литературная основа богаче и интереснее, подробнее того, что можно показать в кино. Но мы пытались сделать все, чтобы донести до зрителя выразительность эпохи, а также сохранить идеи и настроения Куприна. Ведь в основе произведения лежит боль автора, которую нам необходимо раскрыть». «Мне понравилось то, что режиссер Влад Фурман не скатывается в пошлость, когда показывает публичный дом, — говорит актриса Светлана Ходченкова. — Даже для моей героини Женьки, которую Куприн описал как сверхсексуальную особу, мы с Владом придумали ход: она лишь обнажает плечико или ножку, но так, что мужчины теряют рассудок!» «Купринские женщины живут без Бога по определению, — продолжает актриса Полина Агуреева. — Моя героиня — бывшая монахиня, ставшая проституткой. Я придумала, что она поправляет крестик, висящий на зеркале, когда красится перед выходом к клиентам. А во время отпевания подруги в церкви, пытаясь заглянуть за иконы, спрашивает, есть ли там что-нибудь или нет?.. И сегодня русское, если оно еще сохранилось, часто проявляется в таких нелепых, диковатых формах...» По признанию Максима Аверина, сняться в картине по произведениям Куприина — это его давняя мечта. «Дело в том, что у меня особое отношение к повести "Гранатовый браслет", — рассказал "АиФ" Максим Аверин. — Это связано с моим поступлением в театральный институт — преподаватели очень настаивали, чтобы я взял что-нибудь серьезное. И я измучился в поисках материала. Однажды, придя из института, я взял первую попавшуюся книжку с полки — и это был "Гранатовый браслет". Я взял оттуда отрывок, и именно с ним я поступил в институт! А потом, когда пошли первые студенческие постановки, мне как раз досталась роль Желткова из "Гранатового браслета". И то, что сейчас я воплотил этот образ на экране, иначе как судьбой не назовёшь». Большая часть картины снимались в городе Елец. Как признаются создатели, место для съемок купринской эпохи выбрать было очень сложно. Это должен был быть старинный город с богатой историей. Об этом можно сказать словами героя «Поединка» подпоручика Ромашова (его играет Никита Ефремов): «История города и страны — как ордена на груди воина. Их можно снять, но и без того будет заметно, что человек прошел славный боевой путь и, стало быть, интересный собеседник и надежный друг».