Майор Черкасов против Тоньки-пулеметчицы: рецензия на новый сериал «Палач»

Стартовавший на излете новогодних выходных на Первом мини-сериал «Палач» — яркий пример сочетания удачного с ненужным и талантливого с топорным, которыми так славится наш телевизионный производитель. Несколько оригинальных идей, во главе которых довольно смелая мысль связать два совершенно разных (и отвратительных) эпизода советской истории, исполнены снова так, что дальневосточному зрителю приходится крепко подумать, дожидаться ли идущих по традиции после программы «Время» новых серий.

Действие «Палача» происходит через пять лет после сюжета оцененного скорее положительно, чем наоборот, восьмисерийного фильма «Мосгаз». Советская история знала куда более омерзительных серийных убийц, чем Владимир Ионесян, однако ему удалось стать чем-то вроде легенды в еще не привыкшем к самому факту существования маньяков московском обществе. «Мосгазом» пугали детей и взрослых — такой известности он добился за неполных три недели! Следствие по его делу было стандартно беспомощным, и попался Ионесян, потому что быстро обнаглел. Сценарист «Мосгаза» Зоя Кудря, напротив, добавила истории больше детективного блеска, главным образом с помощью центрального персонажа сериала — следователя Ивана Черкасова.

Старательно запутанный тем же автором сценария сюжетный клубок «Палача» придется вновь распутывать Черкасову. Наверное, потому действие и перенесено в несколько более ранний исторический период, чтобы искусственно не старить актера Андрея Смолякова. На этот раз действие развивается в двух временных линиях, а в основу его положена история реально существовавшей Антонины Макаровой, более известной как Тонька-пулеметчица. Антигерой «Мосгаза» на ее фоне основательно блекнет — Макарова признала вину в гибели около полутора тысяч человек, но, собственно, от реального прототипа здесь остается так же мало. Такой подход в равной мере грозит фильму и зрительским одобрением, и его же, зрителя, гневом: спокойное отношение к смелому обращению с историей страны у аудитории возникает весьма волнообразно.

Сценарий «Палача», к сожалению, слишком быстро переходит в мелодраму, возникшую между несколькими людьми в провинциальном городке. Это натурально отпугивает, хотя очень скоро сюжет возвращает себе напряженность. Понятно, что, начав с убийства, сценарист на этом уже не остановится, подогревая интерес зрителя в обеих сюжетных линиях. Однако в данном случае становится не очень понятно, зачем добавлять жертв в историю, которая и так подразумевает их сотнями и тысячами. Тем более что тема сотрудничества граждан СССР с немецкими оккупантами сегодня снова актуальна, а вот все эти навороты с флешбэками, личным участием Леонида Ильича в расследовании обычного по всем параметрам преступления и истеричной игрой актрисы Толстогановой, на которую возложена ответственность по сохранению интриги, — под вопросом.

С актерами создатели сериалов, которые заказывает Первый, промахиваются не в первый раз. Про Марину Александрову мы даже говорить, пожалуй, не станем, а остальной список больше чем наполовину составлен из молодых и не очень людей, которым вряд ли светит хоть сколько-нибудь яркая карьера за сериальными рамками. На их фоне хороший актер Андрей Смоляков, исполняющий главную роль, смотрится очень даже выгодно — хочется только верить, что он не заиграется в следователей прошлых лет и это не станет его амплуа. Отдельные моменты вроде возникновения опостылевшей всем Ходченковой или разменявшего четвертый десяток Бардукова, который катается на велике, прикидываясь семнадцатилетним, — вообще за пределами понимания.

Зритель сегодня стремительно теряет интерес к эпохе, в которую ему выпала честь жить, раз большинство «мыльных» проектов посвящено событиям 100—50-летней давности.

При этом режиссером второй раз подряд выступает опытный специалист по средним, мало чем выдающимся телепроектам — в «Мосгазе» это был Андрей Малюков, съемками «Палача» руководил Вячеслав Никифоров. Режиссеры даже пару раз снимали отдельные эпизоды в рамках одного проекта. Из-за вот этого понятного, но все-таки странного стремления распределять хорошие сценарии между одними и теми же людьми в стране очень многие телепроекты остаются чем-то вроде эфирной пищи для второ- и третьестепенных телеканалов и напрочь стираются из зрительской памяти. А тем временем в США 79-летнему Вуди Аллену предлагают снять первый в жизни телепроект, а он, что еще более удивительно, соглашается.

Таким образом для эстетических исканий в «Палаче» сокровищ не сильно больше, чем для исторических. Однако работа сценариста, а в особенности необычайно смелое изложение истории (да еще и практически всеми забытой) дает надежду, что телепроект станет очередным пробным камнем, благодаря которым отечественный телевизор смотреть станет интереснее. Более того, после десятилетий одинаковых ситкомов про ежедневную работу правоохранительных органов и военных на экранах появляется по-настоящему мощно закрученная детективная составляющая. Внимание зрителя же сводится к одному центральному персонажу. Известно, что чем меньше размазана ответственность за расследование в детективной истории, тем интереснее ее читать или смотреть.

На этом фоне дальнейшая судьба телепроекта выглядит не столь печальной, как многих других, вышедших хотя бы за прошлый год. Тот же «Мосгаз», судя по статистике, регулярно скачивают из интернета граждане, пропустившие его первый показ или желающие посмотреть его еще раз. Кстати, еще один сам собой напрашивающийся вывод — зритель сегодня стремительно теряет интерес к эпохе, в которую ему выпала честь жить, раз большинство «мыльных» проектов посвящено событиям 100—50-летней давности. Получается, что телевидению все-таки выпадает шанс не только развлекать, но и образовывать, хотя бы с исторической точки зрения. И это справедливо.